скачать

 

1.     Роль воспитания  в  системе образования

       Модернизация и инновационное развитие - единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21-го века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства.
        Важное место в жизни каждого ребенка занимает школа, которая как сложный социальный механизм отражает характер, проблемы, противоречия общества, но  благодаря своему воспитательному потенциалу она способна помочь в определении ориентации  личности каждого ученика.  Задача педагога в школе  – помочь ребенку определиться в этом обществе, выбрать  правильное направление, чтобы он не потерялся в многообразии и сложности сегодняшней жизни.

  Разрабатывая концепцию воспитательной работы школы, педагогический коллектив использовал собственный немалый опыт воспитательной работы, что помогло не отойти от школьных традиций в воспитании учащихся. Основными идеями, которые легли в основу воспитательной системы школы, являются идеи педагогики гуманизма, сотрудничества, формирования единого воспитательного, развивающего пространства, связь с семьей.

Мы предполагаем, что реализация основных положений Концепции позволит совершенствовать механизм развития воспитания в школе, ориентированный на формирование нравственности, гражданственности, патриотизма, социальной активности, творческих способностей, навыков здорового образа жизни учащихся.

Принимаемая Концепция определяет основы:

- разработки новой  Программы развития воспитания;

 - совершенствования системы  управления развитием воспитания;

- обеспечения необходимых научно-методических, организационных, кадровых, информационных условий развития воспитания.

- повышения эффективности и качества воспитательной деятельности в образовательном учреждении;

В настоящее время школой  накоплен опыт реализации комплексных и целевых программ, направленных на   формирования  активной гражданской позиции, социальной активности учащихся, развития их интересов к участию в социально-проектной деятельности, самоуправлении, волонтерских практиках и детском общественном движении.

Вместе с тем в детской и подростковой среде стал  проявляться ряд негативных явлений, таких как ценностная дезориентация, дефицит духовно-нравственных идеалов,  обесценивание достижений предыдущих поколений, отчуждение молодежи от производительного труда. На фоне указанных тенденций обострились следующие проблемы воспитания в системе образования:

Необходимость решения отмеченных выше проблем требует обновления содержания и форм воспитательной деятельности, перехода к открытым демократическим моделям воспитания и гуманистическим воспитательным системам.

Методологические подходы и принципы, обеспечивающие развитие воспитания

Методологической основой Концепции  развития воспитания является  комплекс подходов и принципов, обеспечивающих реализацию процесса воспитания на основе понимания целостности и единства воспитания и обучения,  а также взаимодействия всех ведомственных и общественных организаций в формирующемся воспитательном пространстве города.

Современная теория воспитания предлагает педагогической практике разнообразные подходы к решению задач воспитания: аксиологический, деятельностный, системный, , компетентностный, культурологический, средовой и другие. Все подходы дополняют друг друга и отражают многомерный характер современного воспитания.

Ведущими (базовыми) подходами к развитию воспитания в системе образования являются аксиологический, деятельностный, системный подходы.

Аксиологический подход рассматривает личность как уникальную ценностную систему, в которой постоянно возникает возможность самоопределения и самоактуализации. Подход подчеркивает первостепенную важность ценностной составляющей воспитательного взаимодействия педагогов и воспитанников и акцентирует внимание на том, что именно ценности определяют цели, содержание и способы воспитания.

Деятельностный подход определяет возможность личностного развития ребенка только в рамках той или иной деятельности, субъектом которой он становится, и связывает происходящие в ребенке изменения с изменениями именно в его деятельности.

Системный подход предполагает рассмотрение всех компонентов воспитания (целей, задач, содержания, форм, методов и т.п.), не изолированно, а в их  взаимосвязи, целостности. Подход позволяет преодолеть фрагментарность воспитательной работы, объединить и усилить педагогический потенциал различных субъектов воспитания, поднять воспитания на новый качественный уровень.

Полноценная реализация названных выше подходов возможна при соблюдении ряда принципов.

          Теоретической  основой системы воспитания будет являться : перестройка отношений между детьми и взрослыми - от отношений субординации к отношениям сотрудничества.

 

Ученик - не средство, не материал, он - цель. Он - это то, что в нем заложено, его индивидуальные возможности, способности, его силы в процессе жизненного определения.

 

Образовательный процесс в школе должен стать благоприятной средой для развития личности ученика.

 

 

 Цель и основные задачи развития воспитания

           Педагогический процесс в школе должен строится на идеях гуманистического воспитания. В современном российском обществе воспитание должно быть направлено на всестороннее гармоничное развитие личности. «Из глубины веков, - пишет В.А. Караковский, - дошла до нас мечта человечества о свободной, всесторонне развитой, гармонической личности, и нет основания и сегодня отказываться от нее как от сверхцели».

              Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

            Наша концепция воспитания предлагает свое понимание содержания параметров   социально активной личности.

 

1. Социально активная личность – это культурный, воспитанный человек. Педагогические аспекты этого утверждения состоят в воспитании у учащихся освоения различных способов жизнедеятельности  (основной из которых – здоровьесберегающий и который для нашей школы является одним из приоритетных), развитие практических потребностей, осуществление жизненного самоопределения.

2.Социально активная личность – это духовная личность. Работа в этом направлении подразумевает овладение учащимися общечеловеческими нормами нравственности. Кроме этого, целевые установки воспитания социально активной личности связываются также с образом гражданина – патриота своей страны.

3.Социально – активная личность – личность творческая. Этот аспект включает поддержку и помощь воспитанникам в реализации творческих способностей, создание творческой  школьной среды.

4.Социально-активная личность – гуманная личность. Работа в этом направлении заключается в воспитании безопасной личности, т.е. личности, не способной причинить вред ни людям, ни природе, ни себе.

 

              Т.о.    Методической целью разработанной концепции  является  «Формирование у педагогического коллектива школы системного видения  процесса воспитания и актуализации потребности в совершенствовании и обновлении практики воспитательной работы с обучающимися в условиях модернизации образования».

Основная цель концепции: «Создание в школе условий для развития социально активной личности, сочетающей в себе высокие нравственные качества, творческую активность и гражданственность».

             

         Указанная  цель требует решения ряда задач:

 - обеспечение преемственности воспитания на всех ступенях образования;

- развитие социального партнерства и координации деятельности между всеми заинтересованными субъектами образовательного пространства;

- совершенствование системы мониторинга процесса воспитания в образовательном учреждении;

 - обновление содержания и методики организации воспитательной деятельности образовательного учреждения;

- развитие форм и механизмов системы самоуправления,

-совершенствование работы с учащимися из группы риска и их родителями;

-создание условий развития и воспитания творческой индивидуальной личности ребенка;

- содействие формированию сознательного отношения ребенка к своему здоровью как естественной основе умственного, физического, трудового и нравственного развития;              

        

 Содержание воспитательного процесса.

            Исходя из системного подхода, можно выделить 3 слоя воспитательного взаимодействия с личностью ученика.

 

Первый слой - это воспитательная система всей школы, в рамках которой педагогический коллектив будет стремиться упорядочить влияние всех факторов и структур школьного сообщества на процесс развития учащихся.

 

Второй слой - это воспитательное пространство класса, где и происходит наибольшее количество актов педагогического взаимодействия.

 

Третий слой - это система педагогического обеспечения индивидуального развития ребенка.

Отсюда одновременная работа по созданию системы индивидуального развития каждого ребенка, который включен в воспитательные пространства класса, которое, в свою очередь, включено в воспитательную систему школы.

В качестве системообразующих  в ОУ определены следующие виды деятельности:

 

Подходы к управлению воспитательной системой.

 

      Управление воспитательной системой, находящейся в режиме обновления,  определяется системным подходом, когда система и  объект управления имеет определённую  организационную структуру, т.е. она разделена на части (структурные подразделения), за которыми закреплены полномочия и ответственность и определены их отношения и правила взаимодействия по горизонтали и вертикали.   

 

      Управление развитием воспитательной системы осуществляется через конкретизацию целей воспитания, расширение ведущих видов деятельности,  реализацию проектов. 

 

      Стратегическое руководство и контроль осуществляет директор школы.

 

       Тактическое руководство осуществляют заместители директора. Они же являются координаторами проектов.

 

      Руководители МО осуществляют методическую помощь и выявляют состояние программного обеспечения.

 

      Психолого-педагогическое диагностирование, поддержку педагогов и учащихся осуществляет психолог и социальный педагог школы.

 

      Старшая вожатая  осуществляет различную совместную деятельность учащихся.

 

     Педагоги являются консультантами  в работе органов самоуправления.

 

     Руководители кружков, секций осуществляют оперативное управление, т. е. действия в имеющихся условиях.

 

       Учащиеся осуществляют самоуправление.

 

      Родители являются соучастниками образовательного процесса.

 Материально-техническое обеспечение.

 

Развитие воспитательной системы требует финансовых ресурсов на приобретение различного оборудования.

 

Основным источником финансирования являются средства районного бюджета и внебюджетные средства. Объем финансирования ежегодно может уточняться исходя из возможностей бюджетов.

 

Так же решить  проблему финансирования можно через реализацию проектов, а также используя спонсорскую помощь родителей, организаций.

 

Научно-методическое обеспечение.

 

Реализация идеи по развитию воспитательной системы непрерывно связано с научно-методическим обеспечением и проведением комплекса мероприятий, направленных на активизацию образовательной деятельности:

 

 

Деятельность

·        диагностическая,

·        учебно-познавательная,

·        трудовая,

·        общественно-полезная,

·        эстетическая,

·        художественно-творческая,

·        ценностно-ориентировочная,

·        спортивно-оздоровительная,

·        коррекционная.

 

                                                                   Технологии

·        инновационные технологии,

·        передовой педагогический опыт,

·        методика коллективной творческой деятельности.

 

 

Этапы реализации концепции

 

 

1 Этап – Этап становления

 

Цель: Формирование концепции воспитательной системы как совокупности основных педагогических идей.

 

Задачи:

 

1.  Выделить системообразующую деятельность, которая отражала бы коллективные потребности и детей, и взрослых; была бы значима для школы; обеспечена материально-технической базой, кадрами.

 

2.  Введение инноваций в школьную жизнь.

 

3. Создание модели (образа) выпускника.

 

4. Формирование связей с внешней средой.

 

Ожидаемый результат:

 

Цели воспитательной деятельности должны быть сформулированы, внедрены в сознание педагогов, детей и их родителей.

 

2 Этап – Отработка содержания деятельности и структуры воспитательной системы

 

Цель: Развитие инициативы, творчества, традиций, содружества детей и взрослых.

 

Задачи:

 

1. Утвердить приоритетные направления функционирования воспитательной системы.

 

2.   Развивать общешкольные школьные коллективы и создавать временные.

 

3.   Развивать самоуправление.

 

4.   Развивать взаимодействие школы с внешней средой.

 

5. Обеспечить нормативно-правовые условия функционирования воспитательной системы.

 

Ожидаемый результат: Программа  развития воспитания как часть Программы развития школы. Создание нормативно-правовой базы и методического обеспечения воспитательной системы.

 

 

3 Этап – Завершающий. Система окончательно сформирована

 

Цель: Усиление интеграции учебной и внеучебной деятельности.

 

Задачи:

 

1.Содружество детей и взрослых.

 

2.Реализация личностного подхода.

 

3.Развитие нового педагогического мышления педагогов, основанного на самоанализе и педагогическом творчестве.

 

4.Многообразие форм, методов и приемов воспитательной работы.

 

Ожидаемый результат: Создание воспитательной системы школы, обобщение опыта работы, создание новых традиций.

 

 

4 этап – Этап обновления и перестройки(2016 год)

 

Цель: Рост социальных потребностей коллектива.

 

Задачи:

 

1.Введение инноваций, ведущих к изменениям системы.

 

2.Разнообразие содержания.

 

3. Усложнение организационных и управленческих процессов.

 

Ожидаемый результат: Совершенствование воспитательной системы школы, подъем на новый более высокий уровень.

 

               Успешной реализации концепции воспитания способствует разработанная Программа развития воспитания, где отражены цели, задачи, направления работы, этапы и методы реализации мероприятий по развитию воспитательной системы школы; скоординированность действий всех участников образовательного процесса: администрации, классных руководителей, родителей и учащихся. В качестве подпрограмм в школе разработаны и действуют:

 

- Программа «Одаренные дети»

 

- Программа воспитания здорового образа жизни «Здоровье»

 

- Программа гражданского воспитания учащихся «Я – гражданин»

 

- Программа профилактики безнадзорности и правонарушений «Дороги, которые мы выбираем»

 

 

- Программа дополнительного образования «Созвездие»

 

- Программа летней занятости учащихся «Лето».

 

Перспективные направления реализации

Концепции развития воспитания в системе  образования

В МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №4», вследствие целенаправленной работы в сфере  экспериментальной и инновационной деятельности, создается  и реализуется модель Общественно-активной школы, имеющие значение для развития образовательного пространства во 2-5 микрорайоне города Краснокаменска.

Общественно-активная школа призвана выполнять социальнозначимые задачи формирования гражданского сознания, этнической толерантности, нравственности, посредством демократического предоставления свободы выбора форм и организации обучения, соблюдения прав ребенка, организации партнерства с учителями, с родителями, властью. Общественно-активная школа предполагает высокий уровень активности учеников на уроке, во внеурочной деятельности, стремление к открытости и сотрудничеству. Пробуждает учащихся рассматривать свои личные, индивидуальные планы и желания также в контексте коллективных общественных интересов

Основу реализации Концепции составит система целевых программ  развития воспитания.

 

 

 

1.Программа развития  воспитательной системы школы. «От успеха в школе, к успеху в жизни»

Целью программы является совершенствование новых технологий и методик, содействующих развитию у учащихся способности социально ответственного действия, социальной коммуникации с представителями других социальных позиций и культур,  основ правовой культуры, развитию способности анализа ситуации и выявления проблем. Эти цели реализуются при внедрении инновационных образовательных технологий, формирования мировоззрения учащихся, развития гражданской позиции, правового самосознания.

Основным результатом проекта станет развитие взаимодействия между разными ступенями общеобразовательной школы, а также дошкольными учреждениями, учреждениями системы дополнительного образования детей  с целью формирования единого подхода и преемственности в воспитании, создание эффективных технологий воспитания и социализации, основанных на создание возможности формирования ребенком собственной модели поведения и самоопределения в меняющихся социальных условиях, в открытой социальной среде. Новые методики воспитания и социализации должны включать социально-образовательные проекты, молодежные переговорные площадки, интернет-форумы, встречи представителей разных традиций.

Условиями реализации проекта является формирование эффективной и востребованной социальной активности учащихся школы, пространства социального действия, содержательной социальной коммуникации при развитии взаимодействия учреждений образования со всеми заинтересованными субъектами образовательного пространства.

2. Программа «Совершенствование психолого-педагогического сопровождения процесса развития воспитания»

Целью проекта является организация качественного психолого-педагогического сопровождения воспитательного процесса, создающего условия для индивидуализации и самоопределения личности, формирования высокого адаптационного потенциала человека, готовности к активному позитивному социальному взаимодействию в условиях изменчивой среды.

Основными результатами проекта станет создание единого подхода в области психолого-педагогического сопровождения воспитательного процесса, разработка антропологических оснований воспитательного процесса с целью максимального учета личности учащегося, создания эффективных методов воздействия на формирование личностной позиции и влияния на самоопределение молодых людей; разработка эффективных средств диагностики антропологических результатов воспитательного процесса и критериев системы оценки качества воспитательной деятельности, формирование банка диагностических методик, позволяющих определять результативность деятельности воспитания и социализации; подготовленные психолого-педагогические кадры.

Условиями реализации проекта является разработка и реализация системы психологического сопровождения воспитательной работы как одного из элементов управления воспитанием; формирование широкого мотивационного поля личности, обеспечивающего психологическую защищенность и возможность гибкого реагирования на изменения жизненного пространства субъекта воспитания.

 

3.Программа «Мониторинг деятельности классного руководителя»

 Целью программы  является повышению эффективности работы классных руководителей в ОУ путем нормирования деятельности и формирования современного механизма оценивания их деятельности.  

Основными результатами программы станут: разработанная в ОУ карта эффективности деятельности классного руководителя, Проект «Образ выпускника», «Положение о портфолио», как элементов  моделирования воспитательной системы в ОУ, а также  элементов управления воспитанием; формирования широкого мотивационного поля, как ученика , так и классного руководителя.

Условиями реализации проекта является разработка эффективной модели мониторинга деятельности классного руководителя с целью реализация их потенциала в решении проблем воспитания и социализации учащихся в рамках перехода на новую систему оплаты труда,  привлечения внимания различных структур к проблемам практики воспитания

  

4.Программа «Семья».

Целью программы Программа «Семья»

является развитие модели взаимодействия ОУ по созданию единой стратегии воспитательной деятельности и общего воспитательного пространства на уровнях «город — микрорайон — родитель — учреждение».

Основными результатами проекта станет создание и реализация новых  моделей взаимодействия ОУ, родителей и других заинтересованных субъектов образовательного пространства позволяющих решать задачи развития у родителей социально ответственного отношения к детям, ОУ, месту жительства как сфере реализации личных и профессиональных перспектив своих детей.

Основными условиями реализации проекта является создание схем эффективного взаимодействия родителей, школы и других учреждений образования, ведомств с целью формирования единого пространства воспитания и социализации.

 

5. Программа «Профилактика безнадзорности, правонарушений и употребления ПАВ. Дороги, которые мы выбираем…»

Целью программы Программа «Профилактика безнадзорности, правонарушений и употребления ПАВ»

является создание  условий для усвоения учащимися  гражданских ценностных ориентаций, норм социального поведения, культуры здорового образа жизни, осознание их личностной значимости, через социально ориентированную (в том числе и проектную) деятельность Центра Гражданского воспитания.

Основными результатами проекта станет создание и реализация эффективной системы профилактической работы в ОУ.

·         Разработка механизмов совместной деятельности участников образовательного пространства.

·          Повышение психолого-педагогической грамотности участников ОП.

·         Снижение факторов риска употребления ПАВ в детско-подростковой среде.

·         Уменьшение числа «трудных» подростков в школе.

·         Активное и результативное участие учащихся школы в различных конкурсах, олимпиадах, соревнованиях.

·         Формирование навыков здорового образа жизни  у несовершеннолетних.

Создание здоровой и безопасной среды в школе.

Основными условиями реализации проекта является создание схем эффективного взаимодействия родителей, школы, ОВД ПДН, ОБ№4  и других учреждений образования, ведомств с целью формирования единого пространства воспитания и социализации.

 

6. Программа «Я гражданин»

 

Целью программы Программа «Я гражданиня»

является интеграция деятельности педагогов и общественности, направленной на формирование позиции активного гражданского выбора у учащихся среднего звена через внедрение УМК «Мой выбор» в образовательный процесс:

в циклограмму воспитательной работы,  разработку и апробацию интегрированного курса (обществознания + УМК «Мой выбор») на параллели 8 классов, элективного курса на базе УМК «Мой выбор», разработку и внедрение программы психологического сопровождения деятельности Центра.

Основными результатами программы станет уровень личностного  развития  ребёнка  отраженый  в  Образе  выпускника основной школы: выпускник  готов  к  выполнению  трёх  социально  значимых  ролей:  «Я - семьянин»,  «Я - гражданин»,  «Я - профессионал». Выпускники  умеют  делать  осознанный  выбор  в  любой  жизненной  ситуации  и  нести  за  него  ответственность. Выпускники  успешно  реализуются  в  жизни  и  готовы  к  непрерывному  самосовершенствованию.

Основными условиями реализации проекта является создание Центра гражданского воспитания в ОУ.

Ожидаемые результаты реализации Концепции

Ожидаемые результаты развития воспитания в должны быть следующими:

1.     Формирование единой воспитательной системы в ОУ;

2.     Совершенствование нормативно-правовой и программно-методической базы воспитания.

3.     Совершенствование государственно-общественного управления воспитанием и укрепление социального партнерства образовательных институтов с другими общественными субъектами.

4.     Создание системы мониторинга качества воспитания.

5.     Обновление содержания, форм и методик воспитательной деятельности, распространение технологий работы по формированию культуры ценностного самоопределения и потенциала гражданского действия.

6.     Позитивная динамика личностного роста учащихся.

Достижение данных результатов увеличит вероятность появления следующих эффектов воспитания:

личностных – формирование коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности юных москвичей; становление их социокультурной (страновой, этнической, поло-ролевой) идентичности, овладение ими высшими, социально полезными видами деятельности;

социальных – социальная и духовная консолидация жителей столицы, снижение рисков расслоения; развитие институтов гражданского общества; распространение социальных норм доверия и уважения друг к другу представителей различных поколений, социальных групп, религиозных и национальных культур, повышение социальной мобильности личности; рост конкурентоспособности личности, общества и государства.

Исходя из этого, наиболее общим критерием оценки качества воспитания следует считать динамику их личностного роста, в частности:

- динамику усвоения ими основных социальных норм;

- динамику развития их позитивных отношений к базовым общественным ценностям (Человек, Семья, Отечество, Земля, Мир, Знания, Труд, Культура);

- динамику накопления ими опыта самостоятельного социально значимого действия.

- степень соответствия созданному в ОУ «Образу выпускника».

 

 Выпускник - носитель определённой суммы компетенций; личность, имеющая концепцию собственного «Я», подготовленная к свободному самоопределению, обладающая коммуникативными                способностями и следующая правилами этики взаимоотношений; человек, востребованный обществом.

В связи с практической  ориентированностью современного образования основным результатом деятельности школы является формирование ключевых компетентностей выпускника:

·        ценностно-смысловая – готовность видеть и понимать окружающий мир,  ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения;

·        общекультурная – осведомленность обучающегося в особенностях национальной и общечеловеческой культуры;

·        учебно-познавательная – готовность обучающегося    к самостоятельной познавательной деятельности;

·        информационная – готовность обучающегося самостоятельно работать

      с информацией различных источников;

·        коммуникативная – включает знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, предусматривает  навыки работы в группе, владение различными специальными ролями в коллективе;

·        социально-трудовая – владение знаниями и опытом в гражданско-общественной деятельности;

·        личностного самосовершенствования – готовность осуществлять физическое, духовное и интеллектуальное саморазвитие, эмоциональную саморегуляцию и самоподдержку.

 

 

Критериями оценки качества организации педагогом процесса воспитания являются:

- реализация педагогом воспитательного потенциала учебной деятельности детей,

- реализация педагогом воспитательного потенциала внеучебной деятельности детей,

- развитость самоуправленческих начал в деятельности школьников,

- развитость первичных детских коллективов в образовательном учреждении.

Критериями оценки качества созданных в образовательном учреждении условий для воспитания являются:

- разработанность нормативно-методических документов, регулирующих воспитательный процесс в образовательном учреждении,

- обеспеченность воспитательного процесса необходимыми педагогическими кадрами,

- наличие в образовательном учреждении системы стимулов и поощрений для педагогов, организующих  процесс воспитания,

- обеспеченность воспитательного процесса необходимыми материально-техническими ресурсами,

- развитость воспитывающей предметно-эстетической среды образовательного учреждения.

Описанные выше критерии являются базой для выделения ряда показателей качества воспитательного процесса, а также для разработки процедуры оценки этого качества самими субъектами воспитания. Ориентация на данные критерии в оценке качества воспитания позволит эффективнее реализовывать основные функции управления воспитанием: планирование воспитания, организация воспитательной работы, мотивация педагогов-воспитателей и контроль их деятельности.

 

7. Возможные риски

В процессе реализации Концепции развития воспитания могут возникнуть следующие трудности:

       постоянно изменяющиеся социальные условия, что требует дифференцированного подхода к организации воспитания с различными категориями детей и юношества; недостаточное законодательное, нормативно-правовое, кадровое, финансовое, материально-техническое обеспечение развития воспитания;

       медленное изменение педагогического мышления в осознании актуальных проблем воспитания детей, юношества и молодежи.

назад