Инновационная деятельность

МАОУ «СОШ №4»

 

Тема инновации:  «Реализация модели профильной школы на основе ИУП,  как механизм удовлетворения социального заказа и повышения качества образования на третьей ступени образования».

Ключевые понятия:

Предпрофильная подготовка

Профильное образование

Индивидуальный учебный план

Индивидуальная образовательная траектория

Социализация

Тьюторство

Компетентностный подход

Личностно ориентированный подход

Индивидуализация

Системно-деятельностный подход

Продукт образовательной деятельности

 

Цели и задачи представляемой инновации

 

Через  организацию образовательного процесса на основе ИУП  создать условия для повышения качества образования и максимальной социализации и профессиональной ориентации учащихся 10-11 классов

Задачи:

1.     Изучить опыт функционирования модели организации профильного обучения по ИУП в других образовательных учреждениях муниципалитета, края  и России.

2.     Разработать нормативно-правовую базу для функционирования данной модели в СОШ №4 г. Краснокаменска.

3.     Разработать систему мониторинга удовлетворения социального заказа и повышения качества образования на старшей ступени  образования.

4.     Разработать  рекомендации по внедрению данной модели в других образовательных учреждениях.

 

Краткое описание ожидаемых результатов выполнения проекта:

 

 

Нормативно-правовая база, регулирующая реализацию образовательного процесса в профильной школе; Индивидуальные учебные планы учащихся,

Методические рекомендации по составлению расписания в профильной школе;

Методические рекомендации по составлению ИУП;

Методические рекомендации по заполнению  классных  предметных журналов.

 

Рабочие программы педагогов по предметам (профиль, база);

Программы элективных курсов;

Программы воспитания классных руководителей;

Портфолио учащихся и педагогов,

Журналы учёта учебных достижений по профильным предметам

Мониторинговая карта уровня учебных и личностных достижений учащихся, обучающихся в системе ИУП.

 

Требования к результатам реализации инновации, критерии их оценки:

- Повышение качества образования (результаты  ЕГЭ, результаты олимпиадного движения, научно-практические конференции (очные-заочные формы))

- Сохранение и укрепление  физического  и психологического здоровья учащихся и педагогов (мониторинг состояния здоровья)

Профессиональное самоопределение и личностная самореализация учащихся, через учебные и социальные практики, волонтерское движение (зачетные книжки);

- Сохранение контингента учащихся  на параллели (отсев); 

Сохранение контингента учащихся    в профиле и базе (число учащихся сменивших профиль);

Условия использования результатов реализации инновации:

На муниципальном уровне через практические и теоретические семинары, публикации;

Содержание и структура инновации

ИУП  на третьей ступени образования являются  оптимальной формой  социализации и профессиональной ориентации старшеклассников на основе компетентностного подхода и индивидуализации.

Структура инновации включает в себя: воспитательный и обучающий аспекты. Образовательный аспект в целом представлен следующим образом: Научное общество  «Шаг в науку», социальное проектирование, социальная практика,  психологическое консультирование, элективные курсы по выбранному профилю, элективные курсы по подготовке к ЕГЭ, социальные практики, волонтёрское движение, урочная деятельность по профильным и базовым предметам.

 

Основная проблема. Удовлетворение социального заказа, профессионального самоопределения и повышения качества образования на третьей ступени в условиях перехода  к профильной школе.

 

Обоснование актуальности.  Создание условий для  повышения качества образования, социализации и профессиональной ориентации старшеклассников с учётом  их индивидуальных особенностей и профессиональных склонностей.

 

Научная новизна инновации заключается

-в разработке новой формы обучения старшеклассников – индивидуальных учебных планов как наиболее оптимальной формы, позволяющей реализовать индивидуальный, компетентностный подход к образовательному процессу  в профильной школе;

-внедрение в ОП технологий системно-деятельностного подхода в образование;

-разработка наряду с традиционными, новых   качественных критериев долгосрочного отслеживания (8лет) внедрения ИУП: (результаты ЕГЭ; успешность поступления в ВУЗ по выбранному профилю, успешность личностной и профессиональной реализации в ВУЗе, профессиональное самоопределение после окончания в ВУЗа, профессиональный рост (3 года).

 

Практическая значимость инновации заключается  в  том, что ИУПы являются наиболее оптимальной формой реализации вариативного профильного  образования учащихся 10-11 классов.

Сроки  осуществления замысла инновации

2012 – 2013 у.г. -  диагностический, аналитический. На данном этапе проводится предпрофильная подготовка и диагностика учащихся, создаётся нормативно-правовая база, проводится подготовка педагогов через  работу проблемных групп, семинары, педагогические советы, создаются проекты учебного плана, расписания, индивидуальные учебные планы учащихся.

2013 - 2014 у.г. – внедренческий. Утверждаются и реализуются  учебный план  профильной школы, индивидуальные учебные планы старшеклассников, создаются организационные условия для реализации компететностной модели образования. Создаются методические условия для повышения компетентности педагогов и  повышения качества образования через обобщение  распространение передового педагогического опыта, выпуск методических сборников, публикаций в профессиональных изданиях, курсовую подготовку и аттестацию учителей.

2014-2015 – обобщающий. Подведение итогов эксперимента на школьном  и муниципальном уровне в аспекте применения ИУП как оптимальной формы организации учебного процесса в профильной школе, позволяющей максимально качественно и содержательно реализовать индивидуальные образовательные запросы учащихся и родителей.

 

  Степень (уровень) проработанности инновации:

·        этап работы  проектировочный,

·        выполненный объем работ: реализуются ИУП, полученные результаты участия в муниципальных, краевых турах всероссийских олимпиад, районной научно-практической конференции, качество обученности  и уровень успеваемости, заключение договоров с ЗабГГУ, ЧитГТУ.

      Определенность перспектив продолжения работ предполагается в обобщении данного опыта и  введение его в режим функционирования, распространения на муниципальном уровне.

      Сформированность ресурсной базы: наличие 15 предметных кабинетов, (только 2 оборудованы мультимедийным оборудованием, имеется химический кабинет с оснащённостью 90%). 

      Наличие специалистов необходимого профессионального  уровня

      Иное. В перспективе  организация социального партнёрства с ресурсными центрами школ,  ЗабГГУ, ЧитГТУ, развитие материально-технической базы.