Содержание и формы работы классного руководителя

 Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №4"

Содержание и формы работы классного руководителя

 

Скачать

 

Содержание сотрудничества классного руководителя с родителями включает три основных направления:

  • Психолого-педагогическое просвещение родителей,
  • Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс,

Участие семей учащихся в управлении учебно-воспитательным процессом в школе.

Психолого-педагогическое просвещение родителей можно организовать с помощью следующих форм работы с семьей:

- родительские университеты;

-конференции;

-индивидуальные и тематические консультации;

-родительские собрания;

-тренинги.

Вовлечь родителей в учебно-воспитательный процесс можно с помощью следующих форм деятельности;

- дни творчества детей и их родителей;

-открытые уроки и внеклассные мероприятия;

-помощь в организации и проведении внеклассных дел и укрепление материально-технической базы школы и класса;

-родительское общественное патрулирование;

-шефская помощь.

Участие родителей в управлении учебно-воспитательным процессом можно организовать с помощью следующих форм деятельности:

-участие родителей класса в работе совета школы;

-участие родителей класса в работе родительского комитета и комитета общественного контроля;

-участие в работе совета содействия семье и школе.

1.ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ.

Большое внимание классный руководитель должен уделить психолого-педагогическому просвещению родителей класса. Умело организованное и продуманное педагогическое просвещение родителей способствует развитию педагогического мышления и воспитательных умений родителей, изменению восприятия собственного ребенка в их глазах.

Одной из главных и наиболее распространенных форм со всеми родителями является родительское собрание. Родительские собрания могут быть:

-организационными;

-текущими и тематическими;

-итоговыми;

-общешкольными и классными.

Тематика родительских собраний определяется классным руководителем на основе изучения целей и задач работы школы с родителями и исходя из запросов родителей класса.

Общешкольное родительское собрание проводится два раза в год. Основной целью общешкольного родительского собрания является знакомство с целями и задачами работы школы, планированием учебно-воспитательного процесса ( дни открытых дверей, дни самоуправления и творчества), итогами работы за определенный  промежуток времени, проблемами и перспективами развития школьного обучения в условиях реформирования школы. Однако общешкольные родительские собрания могут носить и торжественный характер.

Одной из главных ступенек в сотрудничестве родителей со школой является родительское собрание. Классное родительское собрание. Классное родительское собрание проводится 4-5 раз в учебном году. На классном родительском собрании обсуждаются задачи учебно-воспитательного  процесса в классе, планируется и обсуждается построение воспитательного процесса, определяются стратегические линии сотрудничества родителей и школы, подводятся итоги работы за год. Обсуждение успеваемости учащихся не должно стать главным аргументом в организации и проведении родительского собрания.

 

 

ПРАВИЛА ПОДГОТОВКИ КЛАССНОГО РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ.

 

ПРАВИЛО 1.Тема родительского собрания должна быть актуальна для родителей.

 

ПРАВИЛО2. родительское собрание должно проводиться в удобное для родителей время.

 

ПРАВИЛО 3. План проведения родительского собрания должен быть известен.

 

ПРАВИЛО 4. Общение классного руководителя и родителей должно быть тактичным и выдержанным.

 

ПРАВИЛО 5. Родительское собрание не должно навешивать ярлыков.

 

ПРАВИЛО 6. Родительское собрание должно быть педагогически полезным и хорошо подготовленным.

 

Родительское собрание закономерно считается в среде учителей не менее сложным «жанром», чем уроки или внеклассная работа. Здесь встречаются две стороны, участвующие в образовательном процессе, - педагоги и родители – для того, чтобы выслушать друг друга и обсудить основные проблемы третьей, самой главной стороны – детей.

 

1 этап. Организация родительского собрания.

Этот этап, несомненно, начинается с определения повестки дня собрания и приглашения на него всех участников. Опыт показывает, что далее разумно провести собеседование классного руководителя с учителями-предметниками. Цель этой встречи – персональное обсуждение учебных достижений и особенностей поведения учащихся на уроках. Полученную информацию можно использовать для анализа и обобщения основных тенденций участия школьников в образовательном процессе, в противном случае любые рассуждения классного руководителя на эту тему будут носить характер частных замечаний. Вместе с тем совершенно ясно, что родителей интересуют и подробные результаты учебной работы их ребенка, именно поэтому нам кажется разумной подготовка сводных листов успеваемости по каждому ребенку отдельно. В тех случаях, когда учебная ситуация вызывает тревогу педагогов, классному руководителю стоит особо подчеркнуть тот или иной ряд оценок (маркером, например). При всей трудоемкости этой процедуры она себя оправдывает,  так как широко известно, что дневник целостной картины развития ученика в учебном процессе не дает.

При подготовке собрания следует продумать и организацию явки родителей. Практика показывает, что эта часть работы гораздо важнее, чем контроль записей в дневнике учащихся. Очень важно создать атмосферу ожидания родительского собрания : заблаговременно пригласить родителей, разослать именные приглашения, подготовить альбомы и видеоматериалы, освещающие внеклассную жизнь детей, заранее оформить благодарственные письма тем родителям, чьи дети принимали участие в конкурсах и олимпиадах. Завершает организационную часть этапа подготовки оформление классного помещения для проведения в нем родительского собрания. Нам не раз приходилось наблюдать, как менялся  в лучшую сторону  настрой родителей, когда их встречал элегантный приветливый педагог в праздничном, чисто убранном классе.

2 этап. Подготовка сценария и проведение собрания.

Сценарий и проведение собрания – предмет творчества педагога. Учитель лучше знает родителей его класса, чутко улавливает их настроение. Тем не менее любое собрание должно, на наш взгляд, включать в себя 5 обязательных компонентов:

1. Анализ учебных достижений учащихся класса. В этой части родительского собрания классный руководитель знакомит родителей с общими результатами учебной деятельности класса; с самого начала стоит предупредить родителей, что ответы на частные вопросы они получат только в ходе персональной встречи. Знакомя участников родительского собрания с мнением педагогов-предметников, следует помнить о повышенной тревожности родителей и, передавая те или иные суждения, разумно отказаться от субъективных интерпретаций.

2.Ознакомление родителей с состоянием социально-эмоционального климата в классе. Классный руководитель делится наблюдениями о поведении ребят в значимых для них ситуациях (на уроках, на переменах, в столовой, на экскурсиях и т.д.). Темой разговора могут быть и взаимоотношения, и речь, и внешний вид учащихся, и другие вопросы. Очевидно, что родители так же, как и педагоги, должны понимать миссию школы как института социализации, в котором ребенок получает ценнейший опыт взаимодействия с другими людьми, не менее важный, чем сумма научных знаний. Излишне напоминать о необходимости быть предельно деликатным, избегать негативных оценок в адрес конкретного ученика, а тем более родителя. Не стоит превращать эту часть собрания в перечисление «грехов школьников» из кондуита классного руководителя.

3.Психолого-педагогическое просвещение. Этот компонент родительского собрания не обязательно выделять в отдельный пункт собрания; он может быть естественным образом включен в структуру других составляющих. Важно помнить, что задача повышения уровня психолого-педагогической компетентности родителей – одна из важнейших задач классного руководителя. Было бы неплохо, если бы классный руководитель предложил родителям и информацию о новинках педагогической литературы, об интересных выставках, фильмах и т.д.

4.Обсуждение организационных вопросов (экскурсии, классные вечера, приобретение учебных пособий и т.д.) состоит из двух составляющих: отчета о проведенной работе и информации о предстоящих делах: заметим, что финансовые проблемы лучше всего заранее обсудить с  родительским комитетом.

5. Личные беседы с родителями. На этом этапе объектом внимания номер один должны быть родители детей, имеющих проблемы в обучении и развитии. Сложность состоит в том, что очень часто эти родители, опасаясь  критики, избегают собраний, и классный руководитель должен стремиться обеспечить им чувство безопасности, дать понять, что их здесь не судят, а стремятся помочь. Очень

эффективна тактика присоединения: «Я вас понимаю!», «Я с вами согласен!».

 

3 этап. Осмысление итогов родительского собрания.

Подведение итогов собрания начинается на самом собрании: необходимо сделать выводы, сформулировать необходимые решения, дать информацию о подготовке к следующему собранию. Важно выяснить и отношение родителей к проведенному собранию, разумно заранее подготовить необходимые опросные листы для оценок и пожеланий родителей; все это впоследствии станет предметом размышлений для классного руководителя. Предметом анализа должны будут стать точно так же персональный состав родителей, оставшихся на личную беседу, вопросы родителей в ходе собрания, явка родителей, причины отсутствия, участия родителей в обсуждении и т.д. Информация об итогах родительского собрания должна быть доведена до администрации школы и коллег-педагогов.

 

Советы психологов.

  • Перед началом собрания лучше «оставить за дверью» плохое настроение.
  • Отведите на проведение собрания не более 1-2 часов.
  • Самый приятный звук для человека – его имя. Положите перед собой список с именами и отчествами родителей.
  • Перед началом родительского собрания объявите вопросы, которые планируете обсудить.
  • Не забудьте «золотое» правило» педагогического анализа: начинать с позитивного, затем говорить о негативном, завершать разговор предложениями на будущее.
  • Предупредите родителей, что не вся информация может стать достоянием детей.
  • Поблагодарите всех, кто нашел время придти (особенно отцов).
  • Дайте понять родителям, что вы хорошо понимаете, как трудно ребенку  учиться.
  • В личной беседе оценивайте успехи детей относительно их потенциальных возможностей.
  • Доведите до родителей мысль, что «плохой ученик» не означает «плохой человек».
  • Родитель должен уйти с ощущением, что он может помочь своему ребенку.

 

Не стоит:

  • Сравнивать успехи отдельных учащихся и разных классов.
  • Давать негативную оценку всему классу.
  • Переоценивать значение отдельных предметов.
  • Избрать для общения назидательный тон.

 

И еще раз – будьте предельно корректны и тактичны.

 

 

ТЕМАТИТКА РОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНИЙ.

 

 

1 КЛАСС.

 

1.     Особенности интеллектуального и личностного развития шестилетних детей.

2.     Леворукость и праворукость.

3.     Как развить у ребенка желание читать?

4.     Подвижные и медлительные дети.

 

2 КЛАСС.

 

1.      Особенности учебников, по которым учатся ваши дети.

2.     Утомляемость ребенка и как с ней бороться.

3.     Поощрение и наказание в семье.

4.     Как научить ребенка говорить правду?

 

3 КЛАСС.

 

1.     Семейные праздники и их значение для ребенка.

2.     Если ваш ребенок часто болеет.

3.     Как развивать память ребенка?

4.     Домашние задания и их назначение.

 

4 КЛАСС.

 

1.     Ваш ребенок взрослеет. Что нужно знать родителям о половом воспитании.

2.     О чем может рассказать школьный дневник.

3.     Способности и прилежание – звенья одной цепи.

4.     Нравственные уроки начальной школы.

5.     Как научить дочь или сына говорить «нет».

6.     Выбор дальнейшего пути: «за» и «против».

 

 

 

ТЕМАТИКА РОДИТЕЛЬСКИХ КОНФЕРЕНЦИЙ.

 

 

1.   Ваш малыш- школьник. Режим дня первоклассника.

2.   Физическое здоровье ребенка – залог успешности учебной деятельности.

3.   Нравственные уроки семьи – нравственные законы жизни.

4.   Внутренняя и внешняя культура ребенка. От чего она зависит?

5.   Игра в жизни ребенка.

6.   Права и обязанности ребенка в семье, в школе, в социуме.

7.   Культура общения с компьютером.

8.   Книга и ее роль в жизни семьи.

9.   Уже не дети, еще не взрослые.

10.                    Половые различия и проблемы пола.

11.                    Причины детских суицидов.

12.                    Когда родители в разводе.

13.                    Как избежать конфликтов в семье?

14.                    Трудности школьного ученичества.

15.                    Как научить ребенка любить и быть любимым?

16.                    Хорошие родители. Кто они?

17.                    Система воспитательной работы в школе глазами родителей.

18.                    Свободное время и развлечения учащихся.

19.                    Одаренный ребенок в семье.

                                                                        

 назад

Дата последнего обновления страницы 23.09.2021
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения