Инновационная деятельность 
МАОУ «СОШ №4»

 
Тема инновации:  «Реализация модели профильной школы на основе ИУП,  как механизм удовлетворения социального заказа и повышения качества образования на третьей ступени образования».
Ключевые понятия:
Предпрофильная подготовка
Профильное образование
Индивидуальный учебный план
Индивидуальная образовательная траектория
Социализация
Тьюторство
Компетентностный подход
Личностно ориентированный подход
Индивидуализация
Системно-деятельностный подход
Продукт образовательной деятельности
 
Цели и задачи представляемой инновации
 
Через  организацию образовательного процесса на основе ИУП  создать условия для повышения качества образования и максимальной социализации и профессиональной ориентации учащихся 10-11 классов 
Задачи:
1.     Изучить опыт функционирования модели организации профильного обучения по ИУП в других образовательных учреждениях муниципалитета, края  и России.
2.     Разработать нормативно-правовую базу для функционирования данной модели в СОШ №4 г. Краснокаменска.
3.     Разработать систему мониторинга удовлетворения социального заказа и повышения качества образования на старшей ступени  образования.
4.     Разработать  рекомендации по внедрению данной модели в других образовательных учреждениях.
 
Краткое описание ожидаемых результатов выполнения проекта:
 
 
Нормативно-правовая база, регулирующая реализацию образовательного процесса в профильной школе; Индивидуальные учебные планы учащихся,
Методические рекомендации по составлению расписания в профильной школе; 
Методические рекомендации по составлению ИУП;
Методические рекомендации по заполнению  классных  предметных журналов.
 

Рабочие программы педагогов по предметам (профиль, база);
Программы элективных курсов;
Программы воспитания классных руководителей;
Портфолио учащихся и педагогов,
Журналы учёта учебных достижений по профильным предметам
Мониторинговая карта уровня учебных и личностных достижений учащихся, обучающихся в системе ИУП.
 
Требования к результатам реализации инновации, критерии их оценки:
- Повышение качества образования (результаты  ЕГЭ, результаты олимпиадного движения, научно-практические конференции (очные-заочные формы))
- Сохранение и укрепление  физического  и психологического здоровья учащихся и педагогов (мониторинг состояния здоровья)
Профессиональное самоопределение и личностная самореализация учащихся, через учебные и социальные практики, волонтерское движение (зачетные книжки); 
- Сохранение контингента учащихся  на параллели (отсев);  
Сохранение контингента учащихся    в профиле и базе (число учащихся сменивших профиль);
Условия использования результатов реализации инновации:
На муниципальном уровне через практические и теоретические семинары, публикации;
Содержание и структура инновации
ИУП  на третьей ступени образования являются  оптимальной формой  социализации и профессиональной ориентации старшеклассников на основе компетентностного подхода и индивидуализации.
Структура инновации включает в себя: воспитательный и обучающий аспекты. Образовательный аспект в целом представлен следующим образом: Научное общество  «Шаг в науку», социальное проектирование, социальная практика,  психологическое консультирование, элективные курсы по выбранному профилю, элективные курсы по подготовке к ЕГЭ, социальные практики, волонтёрское движение, урочная деятельность по профильным и базовым предметам. 
 
Основная проблема. Удовлетворение социального заказа, профессионального самоопределения и повышения качества образования на третьей ступени в условиях перехода  к профильной школе. 
 
Обоснование актуальности.  Создание условий для  повышения качества образования, социализации и профессиональной ориентации старшеклассников с учётом  их индивидуальных особенностей и профессиональных склонностей.
 
Научная новизна инновации заключается 
-в разработке новой формы обучения старшеклассников – индивидуальных учебных планов как наиболее оптимальной формы, позволяющей реализовать индивидуальный, компетентностный подход к образовательному процессу  в профильной школе;
-внедрение в ОП технологий системно-деятельностного подхода в образование;
-разработка наряду с традиционными, новых   качественных критериев долгосрочного отслеживания (8лет) внедрения ИУП: (результаты ЕГЭ; успешность поступления в ВУЗ по выбранному профилю, успешность личностной и профессиональной реализации в ВУЗе, профессиональное самоопределение после окончания в ВУЗа, профессиональный рост (3 года).
 
Практическая значимость инновации заключается  в  том, что ИУПы являются наиболее оптимальной формой реализации вариативного профильного  образования учащихся 10-11 классов.
Сроки  осуществления замысла инновации
2012 – 2013 у.г. -  диагностический, аналитический. На данном этапе проводится предпрофильная подготовка и диагностика учащихся, создаётся нормативно-правовая база, проводится подготовка педагогов через  работу проблемных групп, семинары, педагогические советы, создаются проекты учебного плана, расписания, индивидуальные учебные планы учащихся.
2013 - 2014 у.г. – внедренческий. Утверждаются и реализуются  учебный план  профильной школы, индивидуальные учебные планы старшеклассников, создаются организационные условия для реализации компететностной модели образования. Создаются методические условия для повышения компетентности педагогов и  повышения качества образования через обобщение  распространение передового педагогического опыта, выпуск методических сборников, публикаций в профессиональных изданиях, курсовую подготовку и аттестацию учителей.
2014-2015 – обобщающий. Подведение итогов эксперимента на школьном  и муниципальном уровне в аспекте применения ИУП как оптимальной формы организации учебного процесса в профильной школе, позволяющей максимально качественно и содержательно реализовать индивидуальные образовательные запросы учащихся и родителей.
 
  Степень (уровень) проработанности инновации:
·        этап работы  проектировочный, 
·        выполненный объем работ: реализуются ИУП, полученные результаты участия в муниципальных, краевых турах всероссийских олимпиад, районной научно-практической конференции, качество обученности  и уровень успеваемости, заключение договоров с ЗабГГУ, ЧитГТУ.
•      Определенность перспектив продолжения работ предполагается в обобщении данного опыта и  введение его в режим функционирования, распространения на муниципальном уровне.
•      Сформированность ресурсной базы: наличие 15 предметных кабинетов, (только 2 оборудованы мультимедийным оборудованием, имеется химический кабинет с оснащённостью 90%).  
•      Наличие специалистов необходимого профессионального  уровня 
•      Иное. В перспективе  организация социального партнёрства с ресурсными центрами школ,  ЗабГГУ, ЧитГТУ, развитие материально-технической базы.