Формирование антикоррупционного мировоззрения на уроках и во внеурочной деятельности

 Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №4"

 

Формирование антикоррупционного мировоззрения на уроках и во внеурочной деятельности

 

 

 

Организация работы по антикоррупционному воспитанию.

       Учебными предметами, содержание которых прямо или косвенно влияет на осмысление младшими школьниками различных социальных явлений  (в том числе и связанных с такими понятиями, как  польза, обмен, подарок, благодарность, т. е. с теми терминами, которые в современном обществе ассоциируются с коррупцией), являются «Литературное чтение» и «Окружающий мир». Ряд слов, значение которых может быть освоено через жизненный опыт и обсуждение, осмысление их на уроках: праздник, событие, подарок, услуга, польза, благодарность, великое слово «спасибо», бескорыстие.

       Программа по литературному чтению  в начальной школе разработана в контексте формирования нравственных ценностей на основе изучения высокохудожественных произведений. Таким образом, сам предмет «Литературное чтение» имеет большое значение в решении задач воспитательного характера, в том числе и антикоррупционного воспитания в начальной школе. Литература как часть культурного наследия знакомит школьников с нравственно-эстетическими ценностями своего народа, способствует формированию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим образцам. Освоению читателями – младшими школьниками нравственных ценностей способствуют произведения, изучаемые на уроках литературного чтения в различных учебно-методических комплектах, а  также система вопросов и заданий (методический аппарат учебников), обращенный к жизненному опыту ребенка, к его проблемам. Кроме того, изучение художественных произведений происходит и во внеурочной деятельности в рамках предмета «Литературное чтение: проектная деятельность», кружки «Познавательное чтение», «Открываем мир литературы – мир искусства» и т. д.

      В течение первого года обучения учащиеся получают нравственные представления о доброте и сострадании, об ответственности за слабого, о сердечном отношении друг к другу и ко всему живому, о великодушии, настойчивости и смелости.

      В течение второго года обучения получают нравственные представления о любви к родному краю, малой родине, об ответственности за родных и близких, о сердечности и совестливости.

      В течение третьего года обучения учащиеся получают нравственные представления об ответственности человека за свою судьбу, о великодушии, о защите Родины, талантливости и щедрости русского человека.

      В течение четвертого года обучения учащиеся получают нравственные представления о самопожертвовании, отваге, благородстве, об ответственности за тех, кто поверил тебе, о понятии вины человека.

      В 3–4-х классах приведенные ниже народные пословицы могут стать и частью урока литературного чтения, и темой классного часа.

Хорошо  тому добро делать,  кто его помнит.

 Рука руку моет, и обе белы живут.

Милость велика, да не стоит и лыка.

Своего спасибо не жалей, а чужого не жди.

Худого человека ничем не уважишь.

Лучше не дари, да после не кори.

Тонул – топор сулил, вытащили – топорища жаль.

Плохо не клади, вора в грех не вводи.

Дорого яичко ко  Христову дню.

Не в службу, а в дружбу.

      В предмете «Окружающий мир» Федеральным государственным стандартом в разделе «Человек и общество» предусмотрено изучение ряда тем, способствующих формированию компонентов антикоррупционного сознания. Это такие темы, как:

·        Общество – люди, которых объединяет общая культура и которые связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели.

·        Человек – член общества. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения. Уважение к чужому мнению. Человек – создатель и носитель культуры. Внутренний мир человека: общее представление о человеческих свойствах и качествах.

·        Семья – самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных – долг каждого человека. Хозяйство семьи. Родословная. Имена и фамилии членов семьи.

·        Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Классный, школьный коллектив, совместная учеба, игры, отдых.

·        Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах.

 

Классные часы в начальной школе 1 – 4 классы

Основная тема года

Темы классных часов

Родительское собрание (в дискуссионной форме)

1-й класс

«Зачем человеку быть честным?»

«Что значит любить маму (папу)?»

«Неженки и сорванцы»

«А если с тобой поступят так же?»

Нужны ли в 1-м классе отметки?

(О развитии самосознания ученика-первоклассника)

2-й класс

«Твори добро»

«Волшебники добра»

«Подарки и другие способы благодарности»

«Деньги: свои и чужие»

«Стимулирование школьника: кнут или пряник?»

(Методы педагогического воздействия на ребенка)

3-й класс

«Правда и ложь»

«Можно и нельзя»

 

«Как у нас в семье празднуются дни рождения?»

«Мои друзья – мое богатство»

«Место ребенка в детском коллективе».

(Атмосфера жизни семьи как фактор психического здоровья ребенка)

4-й класс

«Что такое справедливость?»

«Упорство и упрямство»

«Мы все разные, но у нас равные права»

«Как прожить без ссор?»

«Всегда ли родитель  прав?»

(Способы общения в семье)

       Основная воспитательная работа с учащимися 57-х классов направлена на формирование культуры взаимодействия. Наиболее продуктивными в этом возрасте являются различные формы совместной работы и коллективной творческой деятельности.  Формирование способности уважения друг к другу, культуры договора и взаимопонимания послужит основой для профилактики коррупционных действий. В практике работы с детьми этого возраста можно выделить ряд ситуаций, обусловливающих в будущем коррупционное поведение. Первая распространенная ситуация заключается в том, что родители выдают ребенку деньги за хорошие отметки, готовят человека, который считает, что каждый его шаг, а тем более созданный продукт, должен быть оплачен. Необходимо в регулярном общении с родителями отмечать вред данного способа взаимодействия с ребенком. Вторая ситуация связана с тем, что ребенок этого возраста получает незаслуженное вознаграждение за оказание определенных услуг. Примером должен стать учитель.  Если ребенок понимает, что букет цветов, подаренный учителю, влияет на качество оценки, то это будет способствовать формированию коррупционного сознания. Третья ситуация связана с деятельностью педагогов и родителей по принципу: «Если нельзя, но очень хочется, то можно». Когда учителя и родители, несмотря на существующие запреты, позволяют детям совершать запрещенные действия, то это приводит к формированию в сознании ребенка позиции, о том, что все можно купить и все можно сделать, если договориться с кем надо. Следующая ситуация заключается в отношениях между детьми в системе самоуправления. Наиболее острой ситуация становится, когда перед ребенком оказывается выбор между дружбой и порядком. Вполне естественно, что дети многое разрешают своим друзьям в отличие от других. К сожалению, в рамках общественного сознания помощь другу (даже за счет нарушения закона) является нормой.  Явление «любимчиков», которым разрешено больше, чем остальным, получило широкое распространение в образовательных учреждениях. С учетом специфики возраста проведение педагогических бесед по данной теме становится неэффективным. Наиболее продуктивной становится организация групповой работы в процессе созидательной, обучающей и игровой видов деятельности. Поэтому проведение воспитательных дел, практикумов и сюжетно-ролевых игр оказывается наиболее действенным способом. В первую очередь необходимо организовывать имитационные и деловые игры, в рамках которых учащиеся получают определенные властные полномочия и реализуют их в ходе игры.

 

Тематика классных часов в 5 классе:

1.     Что такое коррупция?

2.     Такие равные права, такие разные права.

3.     Воровство – это преступление.

4.     Что такое подкуп?

Тематика классных часов в 6-7 классах:

1.     Что такое коррупция?

2.     Пилюля от коррупции.

3.     Методы борьбы с коррупцией в разных странах.

4.     Коррупция: «восточно-европейский синдром».

5.     Коррупции – НЕТ.

6.     Знаешь ли ты закон об антикоррупции?

7.     Со школьной парты и в антикоррупцию?

 

      В работе с учащимися 8–9-х классов особое внимание следует обращать на осознанное принятие решения и его защиту в процессе выстраивания отношений с окружающими. Формирование положительного  отношения к существующему порядку, осознание выгоды от соблюдения норм и правил позволят сформировать антикоррупционное мировоззрение на уроках обществознания в 8-9-х классах, истории России 20 и начала 21 в. в 9 классе и русской литературы в 9 классе.

     Особенностями антикоррупционного воспитания при работе с учащимися 89-х классов является направленность на становление нравственной позиции и отрицание коррупционных действий. Основной формой воспитательной работы становится дискуссия, в ходе которой выражается собственное мнение.

     Подобное противостояние показывает, насколько учащиеся способны соблюдать общие правила и действия.

 

Тематика классных часов для учащихся 8–9-х классов:

1.     Молодежь против коррупции.

2.     Коррупция как противоправное действие.

3.     Как решить проблему коррупции?

4.     Откуда берется коррупция?

5.     Закон и необходимость его соблюдения.

6.     Как разрешать противоречия между желанием и требованием?

7.     Государство и человек: конфликт интересов.

8.     Требования к человеку, обличенному властью.

9.     Зачем нужна дисциплина?

10.   Преимущество соблюдения законов.


 

Антикоррупционное воспитание  на уроках геграфии

СКАЧАТЬ


 

 

Антикоррупционное воспитание на уроках матеметики

 

СКАЧАТЬ


 

 

Информация для классных руководителей

СКАЧАТЬ


 

Методические рекомендации для педагогов по проведению мероприятий антикоррупционной направленности с учащимися

СКАЧАТЬ


 

Разработка классного часа 8-9 кл

СКАЧАТЬ


 

Антикоррупционное воспитание на уроках истории

СКАЧАТЬ


 

Антикоррупционное воспитание на уроках обществознания

СКАЧАТЬ


 

Классный час. Коррупция-10 класс

СКАЧАТЬ


 

разработка классного часа 10-11

СКАЧАТЬ


 

План работы по формированию антикуррупционного мировоззрения учащихся МАОУ СОШ №4

СКАЧАТЬ


 

Дата последнего обновления страницы 23.09.2021
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения