Программа работы с родителями в МОУ СОШ №4

 Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №4"

Программа работы с родителями в МАОУ СОШ №4

 

Семья по праву считается главным фактором и условием развития и воспитания ребенка. Именно здесь он рождается (желанный или нежеланный), здесь получает зачатки физического и духовного развития (позитивные либо негативные), первые знания об окружающем мире, здесь формируются первые навыки и умения во всех видах деятельности, изначальные критерии оценки добра, истины, красоты. Здесь протекает большая часть его жизнедеятельности, закладываются основы его отношений с миром, т.е. начинается процесс воспитания.

Успешность воспитательного процесса зависит от того, как складываются отношения между педагогами, учащимися и родителями. Родители и педагоги - воспитатели одних и тех же детей, и результат воспитания может быть успешным тогда, когда учителя и родители станут союзниками.

Семья и школа создают тот важнейший комплекс факторов воспитывающей среды, который определяет успешность либо неуспешность всего учебно-воспитательного процесса.

Современная семья развивается в условиях качественно новой противоречивой общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам семьи, разрабатываются и реализуются комплексные целевые программы по укреплению и повышению ее значимости в воспитании детей. С другой стороны, наблюдаются процессы, которые приводят к обострению семейных проблем. Это, прежде всего, падение жизненного уровня большинства семей, решение проблем экономического, а порой и физического выживания, усилило социальную тенденцию самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка.

Так по результатам мониторинга можно говорить о снижении уровня образованности родителей учащихся:  ежегодно увеличивается процент родителей (за счет увеличения числа семей переезжающих в город из сел района и края) имеющих основное среднее, средне-специальное  образование. Именно  такие,  любящие,  но  не  имеющие  специальных  педагогических  знаний,  родители  часто  нуждаются  в  помощи  со  стороны  школы.  И  задача  школы – повышать  уровень  информированности   родителей  и  их  педагогическую  компетентность.

Кроме того уменьшается  вообще количество  семей,  то  есть  численность  учащихся  снижается  как  следствие  демографической  ситуации  в  стране, так и выезда из города в другие регионы РФ.

Вместе с этим растёт  число  неполных  семей,  среди  них  преобладают  семьи,  где  детей  воспитывает  одна  мать.

Статус  семьи понижается  и  это  одна  из  важнейших  современных проблем, как государства так и общества.

Тем  не  менее,  школа  добивается  высоких качественных   результатов,  работая  непосредственно  с  семьёй.  Так,  за последнее время,  снизилось   количество  неблагополучных  семей,  семей  с  «трудными»  детьми.

   

 

 

Снижается  количество  преступлений  и  правонарушений  в  микрорайоне.

 

 

 

 

Следовательно, в сложных современных условиях семье требуется систематическая и квалифицированная помощь, как со стороны государства и общества так и со стороны школы. Процесс взаимодействия семьи и школы направлен на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную досуговую деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами.

Т.о. ЦЕЛЮ данной программы будет являться:

Создание модели эффективного взаимодействия ОУ, родителей и других заинтересованных субъектов образовательного пространства с целью всестороннего развития и воспитания личности ребенка, его социализации, адаптации в современном мире, будущего профессионального выбора.

 

 ЗАДАЧИ:

1. Привлечение родителей к делам и проблемам школы.

2. Оказание семье разнообразной специальной  профессиональной и квалифицированной помощи.

3. Повышение педагогической культуры родителей.

4. Профилактика негативного семейного воспитания

 

 

Система  работы  педагогического  коллектива  с  семьёй.

  • Диагностика  (изучение  социального  состава  семей,  изучение  психологических  особенностей  семьи,  изучение  социального  заказа  родителей,  диагностика  методов  семейного  воспитания);
  • Просвещение  (родительский  всеобуч);
  • Совместная  деятельность  (досуговая,  художественно-творческая,  участие  родителей  в  организации  двустороннего  обмена,  помощь  ребёнку  в  учении,  хозяйственно-бытовое  обслуживание);
  • Психолого-педагогическая  помощь  через  систему  специальных  занятий  с  родителями;
  • Психолого-педагогические  консилиумы,  индивидуальные  консультации;
  • Совет  профилактики  правонарушений.

 

Основные направления сотрудничества семьи и школы:

1. Единство требований к учащимся.

2. Согласованность действий (законы, защищающие семью и ребенка, знание обеими сторонами психологических особенностей ребенка).

3. Взаимодополнение  влияний (авторитет родителей, личность учителя, единая трактовка влияния улицы, средств массовой информации).

4. Преодоление недостатков в формировании личности (работа с детьми, находящимися в особо трудных условиях, психологическая коррекция).

5. Совместная работа по закреплению и развитию успехов ребенка.

6. Повышение педагогической культуры родителей.

7. Различные формы сотрудничества с родителями.

8. Совместная работа в рамках предпрофильной и профильной работы учащихся;

Функции и задачи взаимодействия семьи и школы

1. Информационная.

2. Воспитательно - развивающая.

3. Формирующая.

4. Охранно - оздоровительная.

5. Контролирующая.

6. Бытовая.

 

Формы и методы работы по взаимодействию семьи и школы в современных условиях

Включение семьи в деятельность воспитательной системы школы основано на:

- гуманистическом стиле общения и взаимодействия;

- уважительном отношении семьи и школы к ребенку и друг другу;

- систематическом повышении психолого-педагогического уровня учителей и родителей;

- умении конструктивно подходить к разрешению конфликтов.

Методы изучения семей

1. Наблюдение.

2. Подключенное наблюдение (подключение психолога, актива класса, инспектора ОДН и др.)

3. Индивидуальные беседы.

4. Тестирование.

5. Анкетирование.

6. Диагностика.

7. Деловые игры.

8. Анализ детских рассказов и рисунков о семье.

Формы работы с родителями

1. Встречи за «круглым столом».

2. Родительские собрания.

3. Индивидуальные встречи «разговор по душам».

4. Встречи с директором школы.

5. Психолого-педагогические консультации (на базе Кабинета профилактики).

6. День открытых дверей.

7. Конференции отцов.

8. Психологические тренинги (на базе Кабинета профилактики).

9. Родительский лекторий для различных групп риска (неполные семьи, многодетные, мелообеспеченные, родители опекаемых детей).

10. Школа молодых родителей.

11. Письменный телефон доверия.

 

Циклограмма работы с семьей:

 

 

Направления в работе.

Содержание

Срок.

Ответственные.

1. Школа будущего первоклассника

1. Организационное родительское собрание.

2. Индивидуальные консультации психолога, логопеда.

3. Подготовительные занятия.

Август.

По необходимости.

Один раз в неделю.

Зам. директора по нач. классам

Администрация

Учитель 1го класса.

2. Привлечение родителей к делам и проблемам школы.

1. Организация участия в мероприятиях школьных месячников:

- Правовой месячник.

- Всероссийский день матери.

- Новогодние утренники.

- За здоровый образ жизни.

 

- Защитники Отечества.

- Международный день семьи.

2. Использование возможностей активных, полезных школе родителей.

3. Привлечение к ремонту школы.

4. Изучение отношения к уровню деятельности ОУ и предложений по ее улучшению.

По плану.

 

Октябрь, апрель.

Декабрь.

Март.

октябрь, декабрь, февраль, апрель,

февраль

май.

 

В течение год.

В течение года

 

Май.

Администрация

 

Классные ру

ководители.

Классные рук

оводители.

Классные рук

оводители.

 

Родительский комитет.

Администрация

 

3. Оказание различной помощи семье.

1. Родительские дни, субботы по решению проблем школьной жизни.

2. Оказание материальной помощи детям из малообеспеченных семей.

3. Устройство детей из неблагополучных детей в соц. приюты.

4. Организация психологической помощи.

5. Работа кабинета профилактики.

6. Оказание помощи опекаемым учащимся.

1 раз в две недели

 

По возможности

 

По необходимости

 

По необходимости

В течение года

 

В течение года

Классный руководитель.

 

Социальный педагог.

Психолог.

Зам. директора по В.Р.

Социальный педагог.

4. Повышение педагогической культуры родителей.

1. Классные тематические родительские собрания.

2. Всеобуч родителей (родительские собрания, «круглые столы») с привлечением различных специалистов.

3. Информационно - иллюстративные стенды.

4. Памятки, рекомендации по воспитанию детей.

5. Использование видеоматериалов в пед. просвещении родителей.

1 раз в четверть.

 

1 раз в полугодие.

1 раз в четверть.

 

В течении года

По необходимости

 

 В течении года

Классный руководитель.

Администрация

Зам. директора по В.Р.

Администрация, специалисты других учреждений.

5. Профилактика негативного семейного воспитания.

1. Индивидуальные встречи, беседы.

2. Рейды в семьи «трудных» учащихся и неблагополучных родителей.

3. Изоляция беспризорных детей и из неблагополучных семей в социальные приюты.

4. Вызов на совет профилактики, КДН.

5. Подготовка и передача материалов на лишение родительских и опекунских прав.

6. Собеседования по организации летнего отдыха.

В течение года

 

В течение год.

 

 

По необходимости

По необходимости

По необходимости

 

Февраль- Май.

Администрация, Кл.руководители ЗДВР, инспектор ПДН ОВД

Администрация, социальный педагог.

Социальный педагог.

 

Администрация, социальный педагог.

 

 

Социальный педагог.

 

 

 

 

Ожидаемые результаты реализации

  • 1.     Привлечь родителей к участию в организации единого воспитательного пространства;

  1. Достичь единства взаимодействия   воспитания и обучения между семьей и школой, как двух   взаимосвязанных компонентов в развивающем образовательном пространстве;

Привлечь внимания всех субъектов образовательного пространства к проблемам неблагополучных детей и семей.

 

 

Приложение.

 

Приложение 1.

Методика контактного взаимодействия учителя с родителями

1. Поиск контактов (процесс первого общения).

2. Поиск общей темы (анкетирование родителей, наблюдение, индивидуальные беседы).

3. Установление общих требований к воспитанию ребенка (педагогическое сотрудничество).

4. Упрочнение сотрудничества в достижении общей цели (стадия прогнозирования возможных вариантов отношений учителя с родителями.).

5. Реализация индивидуального подхода (выработка ряда согласованных мер, направленных на воспитание и перевоспитание ребенка)

6. Совершенствование педагогического сотрудничества (анализ совместных действий родителей и учителя, направленной на коррекцию поведения школьников).

 

 

Приложение 2.

Структура подготовки родительского собрания

1. Определение цели.

2. Изучение научно-методической литературы.

3. Проведение микроисследований.

4. Определение вида, формы и этапов собрания, способов и приемов работы его участников.

5. Придумать форму приглашения родителей.

6. Разработка решения собрания, его рекомендации, памяток родителям. Ведение протокола (смотри приложение).

7. Оборудование и оформление помещения для собрания.

8. Собрание условно делится на три части:

- вступительная;

- основная;

- заключительная.

 

 

Приложение 3.

Памятка классному руководителю по проведению родительского собрания

1. Если вы только взяли класс, начните собрание со знакомства с родителями, расскажите немного о себе.

2. Сообщите родителям режим работы школы, день классного часа.

3. Расскажите о том, какие кружки, секции, факультативы работают в школе.

4. Начинать свое выступление перед родителями надо с положительного.

5. Если вы проводите диагностическое исследование, то оно не должно сводится к навешиванию ярлыков.

6. Интонация собрания: «советуемся, размышляем вместе»

7. Тактичность.

8. Построение доверительных отношений с родителями учеников.

9. Главные показатели эффективности родительского собрания - это активное участие родителей, атмосфера активного обсуждения поставленных вопросов, обмен опытом.

 

 

 

Приложение 4.

Примерная тематика традиционных родительских собраний

1 класс.

1. Трудности адаптации первоклассников к школе.

2. Особенности мыслительной деятельности младших школьников. значение семьи в ее развитии.

3. Эмоциональный мир ребенка. Его значение и пути развития.

4. Как воспитать у ребенка любовь к чтению.

5. О детской дружбе.

2 класс.

1. Физическое развитие младшего школьника в школе и дома.

2. Агрессивные дети. Причины и последствия детской агрессии.

3. Наказание и поощрение в семье.

4. Первые шаги самовоспитания.

5. Предупреждение эгоизма, индивидуализма, корыстолюбия.

3 класс.

1. Значение общения в развитии личностных качеств ребенка.

2. Поощрение и наказание. «Хочу, можно, нельзя, надо».

3. Роль семьи в трудовом воспитании ребенка.

4. Эстетическая атмосфера в школе и семье.

5.Если ребенок не хочет учиться.

4 класс.

1. Что такое акселерация.

2. О чем может рассказать школьный дневник.

3. Учебные способности ребенка. Пути их развития на уроке и во внеурочной деятельности.

4. Проблема преемственности в обучении в начальной и средней школе. Пути и способы их решения.

5. Роль отца и матери в воспитании ребенка.

5 класс.

1. «Давайте познакомимся».

2. «Синдром понедельника» у пятиклассников и как его избежать.

3. Авторитет родителей, его источники, прочность. Умение пользоваться родительской властью.

4. Культура желаний подростка. Воспитание умения управлять желаниями.

5. Итоговое «Вот и стали мы но год взрослей».

6 класс.

1. Физическое развитие школьников и пути его совершенствования.

2. Результативность школьного урока. От чего она зависит.

3. «Этот трудный подростковый возраст».

4. Роль книги в развитии интеллектуальных и личностных качеств ребенка.

5. Вредные привычки ребенка. Как им противостоять.

7 класс.

1. Роль семьи в развитии моральных качеств подростка.

2. Половые различия и половое созревание. Проблемы и решения.

3. Здоровый образ жизни - основа успеха.

4. Контакты и конфликты. Воспитание толерантности.

5. Друзья моего ребенка. Кто они, какие они?

8 класс.

1. Нравственные ценности семьи.

2. Способности и роль семьи в их развитии.

3. Психологические и возрастные особенности подростка. «Переходный возраст продолжается».

4. Подросток и закон. Ваш ребенок в школе и после школы.

5. Адекватная самооценка как условие успешного развития личности.

9 класс.

1. Помощь семьи в правильной профессиональной ориентации ребенка.

2. Трудный ребенок. Какой он?

3. Анализ учебной работы учащихся 9х классов

4. Подготовка учащегося к экзаменам. Роль родителей в экзаменационный период.

5. Эмоции и чувства в разговоре с подростком.

10 класс.

1. Особенности организации учебного труда в 10-ом классе и роль родителей в этом.

2. Воспитание ответственности у взрослых детей.

3. Особенности общения с детьми - старшеклассниками.

4. О доброте и милосердии.

5. Компания в жизни старшеклассников.

11 класс.

1. Значение выбора в жизни человека.

2. Результативность учебы учащихся за 1 полугодие.

3. Организация учебного труда выпускника.

4. «Поговорим о смысле жизни».

5. Организация выпускного вечера.

 

 

Приложение 5.

Проблемные тематические общешкольные собрания.

1. Здоровая семья. Нравственные аспекты.

2. Предупреждение асоциального поведения несовершеннолетних.

3. Наркотики и статистика.

 

 

 

 

Приложение 6.

Работа с родителями различных групп риска.

Все чаще педагогам школы приходится сталкиваться с таким понятием как неблагополучная семья. К неблагополучным семьям можно  отнести:

1.    семьи с жестоким обращением к детям (физическое, психическое, сексуальное насилие);

2.    невысокий уровень образовательной культуры родителей;

3.    семьи, где один или оба родителя злоупотребляют алкоголем;

4.    родители - наркоманы;

5.    злостное невыполнение родительских обязанностей по воспитанию и обучению несовершеннолетних.

 

 

Приложение 7.

Ошибки семейного воспитания

Обещание больше не любить.

Эта угроза, как правило, быстро забывается. Дети прекрасно чувствуют фальш. Единожды обманув, родители могут надолго потерять доверие ребенка - он будет воспринимать их как лживых людей. Лучше сказать так: «Я буду все равно тебя любить, но твое поведение не одобряю».

Безразличие.

Родители не должны показывать ребенку, что им все равно, чем он занимается. Почувствовав их безразличие, он немедленно начнет проверять, насколько оно «настоящее», причем проверка может заключаться в совершении изначально плохих поступков. Ребенок будет ждать, последует ли за проступок критика. Лучше всего вместо показного безразличия постараться наладить с ребенком дружеские отношения, даже если его поведение вовсе не нравится родителям.

Слишком много строгости.

Дети должны слушаться старших беспрекословно - это самый важный принцип в воспитании. Однако слишком строгое воспитание, основанное на принципах, не всегда понятных ребенку, напоминает дрессировку. В таких случаях ребенок будет беспрекословно выполнять все в присутствии родителей и сознательно забывать обо всех запретах, когда их нет рядом. Убеждение лучше чрезмерной строгости.

Детей не надо баловать.

Избалованным детям очень тяжело приходится в жизни. Убирая буквально каждый камушек с дороги малыша, родители не делают ребенка счастливее. Скорее, наоборот, он часто ощущает свою беспомощность и одиночество.

Навязанная роль.

Дети, бывает, делают все, чтобы понравиться своим родителям, ведь папа и мама для них главнейшие люди на свете. Малыши даже готовы погрузиться в сложный мир взрослых. К сожалению, при этом их собственные проблемы так и остаются нерешенными.

Денежная.

Любовь не купить за деньги. Родители не должны чувствовать угрызения совести, если не

могут исполнить любое его желание. Счастливым ребенка делают не деньги, а осознание того, что он для родителей самый-самый.

Наполеоновские планы.

При заполнении дня ребенка нужными и полезными занятиями не стоит забывать о его желаниях, оставляя время для личных дел.

 

назад

 

Дата последнего обновления страницы 23.09.2021
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения