
скачать 
  
 В МИР ПРИХОДИТ ЖЕНЩИНА, ЧТОБЫ МИР СПАСТИ
 
(Литературно-музыкальная композиция)
 
 
(Звучит музыка).
 
Ведущий: Женщина и война… Оба эти слова женского рода, но как же они несовместимы. Женщина и война… 
          В мир приходит женщина,
          Чтоб свечу зажечь.
 
(Выходят девушки)
 
Девушка 1: В мир приходит женщина,
                      Чтоб очаг беречь.
 
Девушка 2: В мир приходит женщина,
                      Чтоб любимой быть.
 
Девушка 3: В мир приходит женщина,
                      Чтоб дитя родить.
 
Девушка 4: В мир приходит женщина, 
                      Чтоб цветам цвести.
 
Девушка 5: В мир приходит женщина,
                     Чтобы мир спасти.
 
Ведущий: Женщинам грозных 40-х годов довелось спасать мир. Они, защищая Родину, шли в бой с оружием в руках, перевязывали раненых, стояли у станка, рыли окопы, пахали и сеяли. 
 
(Звучит отрывок из песни "Священная война")
 
Ведущий: За годы войны в различных родах войск на фронте служило свыше 800 тыс. женщин. Никогда ещё на протяжении всей истории человечества столько женщин не участвовало в войне. Так какие же они были, девчонки, ушедшие на войну в 1941-м? Как воевали, что пережили? 
 
(Звучит музыка)
 
Ведущий: В один день мир разделился для них на прошлое - то, что было ещё вчера: последний школьный звонок, новое платье к выпускному балу, первая любовь, мечты о будущем… И войну. То, что называлось войной, обрушилось, прежде всего, необходимостью выбора. И выбор между жизнью и смертью для многих из них оказался простым, как дыхание. 
 
Девушка 1: У нас у всех было одно желание: только на фронт! Пошли мы в военкомат, а нам говорят: " Подрастите девочки, вам ещё рано на фронт…" Нам по 16-ть лет было. Но я добилась своего, меня взяли. Мама потом несколько дней сторожила на станции, когда нас повезут. Увидела, как мы шли уже к составу, передала мне какую-то еду и упала в обморок.
 
Девушка 2: Выстроили нас по росту, я самая маленькая. Командир идёт, смотрит. Подходит ко мне: "Это что за Дюймовочка? Что ты на фронте будешь делать? Может, вернёшься к маме, подрастёшь?" А мамы у меня уже не было…
 
Девушка 3: Нам перед отправкой на фронт, помню, два часа дали на сборы. Так я побежала в магазин, накупила конфет, какие ещё были, набила ими чемодан, да ещё положила фотографии родных. С этим чемоданом и отправилась на фронт. 
 
Девушка 4: А я взяла с собой любимую юбку, две пары носков и туфли, изящные такие, на каблуке. А ещё духи взяла. Думала, ненадолго еду, война быстро кончится.
 
Ведущий: У каждой из них была своя дорога на фронт. Но цель одна - защищать Родину. 
 
(Звуки вокзала, поезда)
 
Девушка 1: Я ушла из детства в грязную теплушку, 
                     В эшелон пехоты, в санитарный взвод.
                     Дальние разрывы слушал и не слушал
                     Ко всему привыкший 41-ый год.
                     Я пошла из школы в блиндажи сырые, 
                     От Прекрасной Дамы в "мать" и "перемать",
                     Потому, что имя ближе, чем Россия,
                     Не могла сыскать.
 
Ведущий: Пожилые люди ехали на фронт молча, сосредоточенно, а они, молодые, смеялись, пели песни. 
 
(Песня "Катюша")
 
Ведущий: Как же эти обыкновенные девчонки становились необыкновенными солдатами? Они были готовы к подвигу, но не были готовы к армии. Не сразу и нелегко давалась им солдатская наука. 
 
(Шумовые эффекты боевых действий)
 
Девушка 2: Стоим как-то мы с подругой на посту. А в уставе говорится, что если кто идёт, надо останавливать словами: "Стой, кто идёт?" Подруга моя увидела командира полка и кричит: "Стойте, кто идёт? Вы меня извините, но я буду стрелять!" 
 
Девушка 3: А я навсегда запомнила свой первый бой, хотя действовала автоматически: перевязала одного раненого, второго, третьего. Но тут услышала крики: "Танк, танк!" - и увидела бегущих солдат… Я мчалась через лес, спотыкаясь и падая, расшибаясь и не чувствуя боли… А потом надо мной смеялся весь батальон, потому, что оказалось, что я убегала не от фашистского танка, а от нашего.
 
Девушка 4: А я, когда впервые увидела раненого, упала в обморок. Когда первый раз полезла под пули за бойцом, кричала так, что, казалось,  перекрывала грохот боя. А потом ничего, привыкла. Через 10-ть дней меня саму ранило, так и осколок вытащила сама и перевязалась.
 
Ведущий: Война заставляла их многое увидеть, многое из того, что лучше бы вообще не видеть человеку, тем более, женщине.
 
Девушка 4: Самое невыносимое для меня были ампутации… Часто такие высокие делали, что отрежут ногу, и я её еле держу, несу, чтобы положить в таз, несу, как ребёнка.
 
Девушка 5: Когда вспоминаю атаки, рукопашные схватки, стоит в ушах хруст хрящей, костей человеческих, со всех сторон режут, колют, душат, убивают - и всё на моих глазах. 
 
Девушка 1: Я только раз видала рукопашный,
                     Раз - наяву, и сотни раз - во сне, 
                     Кто говорит, что на войне не страшно,
                     Тот ничего не знает о войне.
 
Ведущий: В экстремальных условиях женщина, это хрупкое эмоциональное создание, оказывалось сильнее мужчины, выносливее. Дальний поход - 30-40 км… Лошади падают, мужчины падают, а женщина идёт, поёт песни.
 
(Звучит отрывок из песни "Дороги")
 
Ведущий: Какой бы ужасающей не была действительность, но и на войне женщина остается женщиной. Где бы ни была женщина, она стремится создать уют. Подснежники в консервной банке, занавесочки из портянок, мелочи военного быта вызывали улыбки окружающих. 
 
Девушка 2: Однажды после боя я увидела в лесу фиалки и не удержалась, нарвала букетик. Нарвала и привязала к штыку. Пришли в лагерь. Командир построил всех и вызывает меня. Я выхожу… и забыла, что у меня фиалки на винтовке. А он меня начал ругать: "Солдат должен быть солдат, а не сборщик цветов…" Ему было странно, как в такой обстановке можно о цветах думать.
 
Девушка 3: А у нас командир понимающий был, берёг нас, заботился. Под Москвой - отступление, самое страшное время, а он нам говорит: "Девушки, Москва рядом. Я привезу парикмахера. Красьте брови, ресницы, завивки делайте. Я хочу, чтоб вы были красивыми…" - и, представляете, привёз какую-то парикмахершу. Мы сделали завивки, покрасились. И такие счастливые в бой пошли…
 
Ведущий: Удивительно, но многие из них писали стихи на фронте. Они и теперь старательно хранятся в семейных архивах - неумелые, трогательные, но полные искреннего чувства строки.
 
Девушка 4: Нет ничего прекраснее на свете -
                      А было всяко в жизни у меня, -
                      Чем заслонить товарища от смерти,
                      И вынести его из-под огня.
 
Ведущий: Нам, привыкшим к удобствам сегодняшней жизни, трудно представить обстановку, в которой они жили. И жили не месяц, не два, а годами. Мы не можем понять всей тяжести физических и душевных перегрузок, обрушившихся на них, опасности, которой они подвергались ежедневно. Трудно понять, какой ценой им удавалось сохранить женские привычки.
 
Девушка 5: В одном немецком посёлке нас разместили на ночь в жилом замке. Много комнат, целые залы, такие огромные залы! В шкафах полно красивой одежды. Девочки - каждая платье себе выбрала, и давай мерить, наряжаться. А уже спать надо ложиться, все устали страшно. Мы надели эти платья и легли спать. Утром встали, сняли всё, надели опять свои гимнастёрки, брюки. Ничего с собой не взяли: не положено. Ложку за голенище воткнёшь, и всё…
 
Девушка 1: А мы однажды нашли заброшенную шляпную мастерскую. Выбрали каждая по шляпке, и, чтобы побыть в них хотя бы немного, спали всю ночь сидя.
 
Ведущий: И радовались шляпкам тем девчата
                   В шинелях и тяжёлых сапогах.
                   Они, поправ достоинство солдата, 
                   Вертели шляпки лёгкие в руках.
                   И в зеркала разбитые смотрелись,
                   И так легко смеялись зеркала!
                   И этой вечной женственности прелесть
                   В те дни неповторимою была.
 
Девушка 1: Мне удалось сохранить эту шляпку (Достаёт шляпку и надевает). Эх, девочки, сейчас бы потанцевать… (Начинает напевать мелодию. Звучит музыка, все девушки танцуют с воображаемыми партнерами).
 
(Танец "Танго")
 
(Танцуя, удаляются за кулисы, музыка резко обрывается, звучит автоматная очередь. Пауза.)
 
(Начинает звучать музыкальная тема "Журавли". Девушки выходят на сцену, выстраиваются в ряд, начинают говорить на фоне музыки).
 
Девушка 1: Нас не нужно жалеть, ведь и мы никого б не жалели,
                      Мы пред нашим комбатом, как пред Господом Богом чисты,
                      На живых порыжели от крови и глины шинели,
                      На могилах у мёртвых расцвели голубые цветы.
 
Девушка 2: Расцвели и опали… Проходит четвёртая осень.
                      Наши матери плачут, и ровесницы молча грустят,
                      Мы не знали любви, не изведали счастья ремёсел,
                      Нам досталась на долю нелёгкая участь солдат.
 
Девушка 3: Нас не нужно жалеть, ведь и мы никого б не жалели,
                      Кто в атаку ходил, кто делился последним куском,
                      Тот поймёт эту правду - она к нам в окопы и в щели,
                      Приходила поспорить ворчливым охрипшим баском.
 
Девушка 4: Пусть живые запомнят, и пусть поколения знают
                      Эту взятую с боем суровую правду солдат,
                      И твои костыли, и смертельная рана сквозная,
                      И могилы над Волгой, где тысячи юных лежат.
 
Девушка 5: Это наша судьба, это с ней мы ругались и пели,
                      Поднимались в атаку и рвали над Бугом мосты,
                      Нас не нужно жалеть, ведь и мы никого б не жалели,
                      Мы пред нашей Россией и в трудное время чисты.
 
Ведущий:  Женщины отгремевшей войны… Трудно найти слова, достойные того подвига, что они совершили. Судьбы их не измерить привычной мерой, и жить им вечно - в благодарной памяти народной, в цветах, в весеннем сиянии берёзок, в первых шагах детей по той земле, которую они отстояли.
 
(Звучит песня "Хотят ли русские войны")
назад